История

Извозчики в городах и ямщики при междугородных перевозках появились в Уфе и других крупных башкирских населенных пунктах еще во второй половине XIX века. А первое упоминание об автомобиле на улицах Уфы относится к 1907 г, Но и тогда этот вид транспорта (всего 3 шт.) не мог конкурировать с извозчиками, число которых превышало 400. В 1921 г. Центральным транспортным управлением уфимской губернии на 14 грузовых и 12 легковых автомобилях перевозятся 718 пассажиров и 88711 пудов груза, хотя еще продолжает лидировать гужевой транспорт.
Необходимость развития автотранспорта диктовала также быстро растущая промышленность, в особенности нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. С ростом производства товарного зерна увеличивались и перевозки грузов сельского хозяйства, товаров широкого потребления, как в городе, так и на селе. Строительство новых дорог, ремонт старых, применение твердого покрытия на главных магистралях также не могло не вызвать стимула к росту автоперевозок грузов и пассажиров.
В 1923 г. БашЦИК принимает решение “Об усилении автотранспорта Башреспублики”, после чего в 1924 г. в Уфе открывается регулярное пассажирское движение. “Автобусами” становятся 3 грузовика, которые и дают начало автотранспорту общего пользования. В 1929 г. начинают курсировать междугородные пассажирские автобусы по маршрутам “Уфа-Стерлитамак” и “Уфа-Бирск”. К этому времени в Башкирии уже насчитывается 42 автобуса для внутри- и междугородных перевозок. Появление автотранспорта приводит к образованию автопредприятий. Так, в 1925 г. создается Стерлитамакское Автотранспортное предприятие, в 1928 г. -Уфимское пассажирское автопредприятие N3 с 12 грузовыми, полугрузовыми, легковыми автомашинами и 1 мотоциклом, в 1933 г. – Мелеузовское автотранспортное предприятие.
Строительство отечественных автозаводов (Московского и Горьковского) определило расширение автотранспорта Башкортостана и способствовало реорганизации гужевых артелей в автотранспортные предприятия. Создаются транспортные конторы и тресты, автопарк которых становится достаточно мощным. Перед Великой Отечественной войной Башкирское управление автотранспорта имело 7 автохозяйств с парком более 500 автомобилей, из них 100 автобусов с общей вместимостью 960 пассажиров. Так, в 1955 г. с целью объединения и развития автотранспортных предприятий создается Башкирский автотранспортный трест. Наибольшее развитие автотранспорт общего пользования получил 60-70 годы. В эти годы было получено 5300 новых грузовых автомобилей, 1200 автобусов, 1000 легковых машин.
С 1946 по 1996 гг. в системе ГУП “Башавтотранс” были созданы и ныне успешно функционируют 42 АТП (9 пассажирских, 22 смешанных и 11 грузовых), расположенные в различных городах и районных центрах республики.
В августе 1967 года объединение преобразовывается в “Башкирское транспортное управление”.
В августе 1980 года в “Башкирское территориальное производственное объединение автомобильного транспорта” “Главбашавтотранс” в составе Республиканского объединения “Уралавтотранс”.
В 1983 году объединение преобразовывается в “Башкирское территориальное объединение автомобильного транспорта “Башавтотранс”.
Изменения по наименованию объединения происходят в 1984 г., в 1988 году, три раза.
В мае 1993 года объединение преобразовано в Башкирское акционерное общество автотранспорта общего пользования “Башавтотранс”. Это позволило объединению работать единым производственно-хозяйственным комплексом, сохранить все предприятия и работающий персонал, обеспечить стабильную перевозку пассажиров и грузов. Трудовые свершения работников предприятий отмечались Правительственными наградами и почетными отраслевыми званиями. Условия государственного суверенитета Республики Башкортостан, закрепленные Декларацией и Договором с Россией, во многом определили возможность сохранить в интересах общественного производства и социально-бытового обслуживания населения автотранспорт общего пользования республики единым хозяйственным комплексом.
На основании Указа Президента РБ УП і622 от 29 сентября 1997 года ГАО “Башавтотранс” преобразован в Государственное унитарное предприятие автомобильного транспорта общего пользования ГУП “Башавтотранс”.